Перевозка битума и других вязких нефтесодержащих веществ на железнодорожном транспорте

Перевозка вязких и застывающих веществ с содержанием нефти с помощью железнодорожного транспорта имеет свои особенности. Для этой цели используются специальные цистерны, учитывающие тот факт, что ряд нефтепродуктов сгущается при перевозке со временем, при остывании.

Битум, как и еще ряд нефтесодержащих продуктов (гудрон, к примеру) обладает высокой вязкостью, что говорит о затруднительном характере его транспортировки зимой. Застывший битум перед сливом из цистерны необходимо разогревать, а это увеличивает технологическое время, необходимое на перевозку. 

Данный факт нужно учитывать, осуществляя еще налив битума. Он затвердевает уже при +60 градусах, поэтому процесс его разогрева в конечном пункте прибытия груза практически неизбежен.

Кроме того, при перевозке наливных грузов по ж/д, необходимо учитывать также ряд других факторов. К примеру, воспламеняемость вещества. Практически все нефтесодержащие вещества обладают высокой степенью горючести и легко воспламеняемы. Поэтому для их перевозки по ж/д используют специальные вагоны-цистерны, а сам процесс перевозки обставляют соответствующими мерами безопасности. Как например, меры безопасности, которые применяют при эксплуатации вертикальных резервуаров таких как резервуар РВС 2000.

Сюда же можно отнести взрывоопасность, испаряемость, токсичность, воздействие на металлическую оболочку цистерны, а также окружающую среду. Есть и еще один важный нюанс, связанный с остыванием битума в процессе его перевозки по железной дороге. С уменьшением температуры уменьшается и объем битума. В итоге, по прибытии в конечную точку, часть цистерны оказывается свободной.

Чтобы избежать этого, еще при наливе битума начинают снижать его температуру. Обычная температура загрузки вещества в цистерну колеблется в диапазоне от 75 до 85 градусов. Как показывает практика, снижение температуры налива битума всего на один градус высвобождает до сорока килограмм продукта. Поэтому охлаждение вещества еще на стадии загрузки имеет свои экономические выгоды.

Все вышеприведенные факторы еще раз подчеркивают тот факт, что при перевозке битума и других нефтесодержащих веществ по железной дороге, особое внимание уделяется средствам транспортировки. Для перевозки битума используются специальные полуцистерны-полувагоны, обладающие повышенной прочностью и герметичностью. Каждый из них оборудован устройством для слива, либо в нижней части, либо специальной насосной установкой в верхней части.

Кроме того, подобные полуцистерны удобны для транспортировки не только железнодорожным, но и автомобильным транспортом, а также для последующей перегрузки на борт корабля. Цистерну с битумом можно легко установить на соответствующе оборудованном тягаче. Они обладают универсальным объемом, что позволяет работать с различными партиями грузов.

Таким образом, битум, относящийся к особо вязким веществам, имеет ряд своих особенностей транспортировки по железной дороге. Практически всегда в конечном случае при его разгрузке потребуется разогрев битума для его последующего слива из цистерны.