Причины снижения надежности резервуаров
При проведении комплексных обследований резервуаров после длительной интенсивной эксплуатации выявлены основные причины снижения их несущей способности и надежности:
технологические дефекты в сварных соединениях, образовавшиеся еще на стадии изготовления рулонных полотнищ стенок резервуаров, в результате эксплуатации постепенно увеличиваются в размерах и могут достигать критических значений;
геометрические несовершенства оболочки, особенно в зонах монтажных стыков с большой угловатостью, приводят к значительным радиальным перемещениям стенки, в несколько раз превышающим расчетные значения. В таких зонах, особенно при наличии концентраторов напряжений, происходят явления малоцикловой усталости с образованием трещин;
в зонах сопряжения стенки с днищем в результате разрушительной работы подтоварной воды появляется глубокая язвенная коррозия, а иногда и коррозионные трещины в сопряжении уторного шва с основным металлом, где имеет место высокий уровень напряжений.
Многолетний опыт диагностирования показывает, что в резервуарах, расположенных на одной площадке, часто выявляется различный характер повреждений, вследствие чего необходимо применять разнообразные технические решения по их ремонту. Это связано с разным качеством выполнения строительно-монтажных и сварочных работ, различными геометрическими отклонениями параметров конструктивных элементов, а также величиной и характером просадок основания.
К наиболее частым случаям повреждений и отказов резервуаров, находящихся в эксплуатации более 20 лет, относятся: образование усталостных трещин в монтажных и заводских сварных соединениях стенки, изготовленной с дефектами, а также в зонах врезок приемо-раздаточных патрубков; появление кольцевых трещин в зоне сопряжения уторного шва с основным металлом окраечных листов днища и трещин в сопряжении колец жесткости со стенкой; интенсивные коррозионные локальные повреждения внутренней стороны стенки в сопряжении с днищем; коррозионные повреждения внутреннего уторного шва, снижающие его конструктивную прочность; общая и язвенная коррозия центральной части днища; нарушения герметичности коробов и опор плавающей крыши, возникающие вследствие коррозионных повреждений или образования трещин в коробах при посадке крыши на деформированное днище или на днище с неравномерным слоем твердых осадков.
Продление срока службы резервуара возможно только при условии, что эти дефекты или повреждения отсутствуют или устранены. Проектную документацию на капитальный ремонт вертикальных резервуаров разрабатывают на основе технического диагностирования, прочностных расчетов и оценки остаточного ресурса с учетом полученных за период эксплуатации повреждений и фактического состояния конструктивных элементов.