Исследование напряженно-деформированного состояния резервуара

Одним из методов борьбы с дополнительными напряжениями в резервуаре, вызванными неравномерными осадками, является ограничение проектного уровня налива. Поскольку большая часть резервуаров эксплуатируется по схеме «подключенный резервуар», то перед технологами встают серьезные, часто непреодолимые препятствия. Известны случаи, когда из-за ограничений уровня налива отдельных резервуаров средний коэффициент заполнения в парке составлял 0,3 0,65. Поэтому, если имеется возможность отремонтировать РВС, то эксплуатационные службы всегда ее используют.

Для устранения осадок резервуаров на практике пользуются различными подъемными устройствами. Метод подъема крупногабаритного резервуара с приваркой 24 ребер жесткости по периметру оболочки, рекомендуемый, не нашел широкого практического применения из-за большой трудоемкости. Методы подъема с использованием ложных штуцеров оказались пригодными лишь для малогабаритных резервуаров. Описаны случаи аварий при выполнении подъемов РВС. Чаще всего разрушение происходит вблизи уторного шва на стенке, окрайке либо в полотнище днища. Нередки случаи местной потерн устойчивости стенок н разрушения фундаментного кольца.

Поскольку каждый резервуар по своему уникален и имеет оригинальные деформации наружного контура днища, отклонения образующих стенок от вертикали, свойства металла, историю нагруження, элементы жесткости, локальные защемления (шахтная лестница или ГУС) и так далее, то и подход к исследованию его напряженно-деформированного состояния должен быть индивидуален. Такой подход стал возможен с появлением мощных программных комплексов на основе метода конечных элементов. В то же время часть задач, пригодных для обобщения и широкого использования, удалось решить, привлекая известные методы теории упругости и строительной механики.

Ремонт вертикальных резервуаров, совершенствование методов ремонта РВС ведет к повышению эффективности функционирования системы трубопроводного транспорта нефти путем  разработки универсальной модели деформирования резервуаров, с учетом несовершенств их геометрической формы.