Поддержание необходимого уровня надежности резервуарных парков

Одной из основных проблем трубопроводного транспорта нефти сегодня является проблема физического и морального износа основных фондов. Решение этой проблемы сопряжено с огромными капиталовложениями. В этих условиях повышается роль резервуарных парков для поддержания уровня эксплуатационной надежности трубопроводной системы в целом.

Несмотря на снижение, в последнее время, объемов перекачки нефти, вызванное снижением добычи и мировых цен иа нефть, основная часть резервуарного парка страны продолжает активно эксплуатироваться. Наличие большого запаса резервуарных емкостей позволяет в новых экономических условиях получать дополнительные прибыли от товарно-транспортных операций и дает преимущества в сфере принятия управленческих решений руководством предприятий. Поэтому вопросам поддержания необходимого уровня эксплуатационной надежности резервуарных парков в настоящее время уделяется повышенное внимание.

Известно, что нормативный срок эксплуатации значительной части эксплуатируемых резервуаров превышен или близок к предельному. В системе трубопроводного транспорта нефтепродуктов около 3000 резервуаров вертикальных стальных находятся в эксплуатации более 50лет, около 1000 РВС имеют срок эксплуатации от 40 до 50 лет и свыше 4500 РВС находятся в эксплуатации более 20 лет.

Нормативный срок эксплуатации 20-30 лет для резервуаров в отечественных нормативах был установлен исключительно из экономических соображении. Однако известны случаи многолетней безаварийной работы резервуаров построенных еще по проектам В.Г. Шухова в 1878 году и в более позднее время. Металлографические исследования резервуарных сталей после длительной эксплуатации показали незначительные изменения в их свойствах. С 1996 года Госгортехнадзор России ввел новый порядок аттестации резервуаров, исчерпавших свой нормативный срок эксплуатации. Таким образом, теоретически срок эксплуатации резервуаров теперь не ограничивается. С увеличением срока службы сокращаются промежутки его освидетельствования и ужесточаются требования к оценке технического состояния РВС.

Встает задача поддержания в исправном состоянии уже имеющихся. Одной из главных причин, существенно влияющих на снижение уровня эксплуатационной надежности резервуаров, является неравномерная осадка наружного контура днища. Несмотря на то, что большая часть РВС сооружена на искусственных основаниях и фундаментах, ошибки проектных изысканий, изменение гидрогеологических условий района строительства, неоднородность грунтов приводят к развитию неравномерных осадок оснований резервуаров. Около 50% эксплуатируемых резервуаров в той или иной степени нуждаются в исправлении геометрической формы.

Устранение дефектов и ремонт вертикальных резервуаров – ответственные операции, определяющие во многом дальнейшую безопасность и бесперебойную эксплуатацию резервуаров.

Проектные работы по ремонту резервуаров РВС должны выполняться квалифицированным подрядчиком.