Атмосферная коррозия резервуаров

Атмосферная коррозия оболочек резервуаров из углеродистых сталей происходит под воздействием водяных паров и растворенных в воздухе промышленной зоны коррозионно-активных веществ, а также атмосферных осадков. Если температура хранимого продукта оказывается ниже температуры точки росы для окружающего воздуха, возможно также выпадение конденсата на наружной поверхности металла.

Атмосферная коррозия приводит к уменьшению толщины стенки, в некоторых случаях – до критического значения. Наблюдались случаи интенсивной наружной коррозии стенки резервуара в зоне, примыкающей к уторному узлу. На высоте до 100…150 мм от днища глубина коррозионных повреждений превышала среднюю по резервуару в 5 раз.

Для таких резервуаров, как вертикальные стальные резервуары для химических агрессивных сред с концентрированной серной кислотой характерен износ в зоне изменения уровня продукта. Через неплотности в кровле или через воздушную линию внутрь резервуара проникает атмосферный воздух, содержащий пары воды.

Концентрированная серная кислота способна поглощать влагу из воздуха, что приводит к снижению ее концентрации в верхних слоях и усилению коррозионной способности среды. В случае наличия сквозных дефектов в кровле, через которые внутрь резервуара могут проникать осадки, в местах стекания атмосферных осадков скорость коррозии стенки резервуара может возрастать на порядок.

Для резервуаров из углеродистых и низколегированных сталей характерно сочетание сплошной и язвенной коррозии как атмосферной, так и развивающейся под действием продукта и его паров. В ряде случаев коррозионные язвы имеют большую глубину и малую площадь, создавая локальные концентраторы напряжений. При малой площади язвенных повреждений обычно рекомендуется механическое шлифование на глубину язвенной коррозии, которое позволяет сгладить пик напряжений в зоне язвы. Расчетом на прочность должно быть подтверждено, что остаточная толщина стенки в месте шлифовки достаточна для выполнения условия прочности. Обычным требованием является то, что остаточная толщина стенки в месте шлифовки не должна быть менее расчетной, определенной в соответствии с нормативным методом. Более точные результаты можно получить при расчете методом конечно-элементного анализа.